Статьи

Методика ведения взаиморасчетов

Методика ведения взаиморасчетов с контрагентами в программе 1С:Предприятие.

Типовые конфигурации 1С:Предприятия 8 (УТ, УПП) предполагают три основных метода ведения взаиморасчетов:

· По договору в целом

· По заказам (счетам)

· Детализация взаиморасчетов по документам расчетов с контрагентами (дополнение к двум первым методикам)

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Прежде чем приступить к детальному изучению представленных выше методик, давайте разберемся, как в 1С реализован механизм учета взаиморасчетов, понимание этого, в конечном счете, упростит работу пользователя с программой.

 

Для решения задач, связанных с учетом наличия и движения денежных средств в 1С, предлагается механизм регистров накопления, подробнее о регистрах накопления можно прочесть здесь: сайт фирмы 1С.

Для упрощения представим регистр в виде таблицы.

 

Регистратор

Контрагент

Договор

Сумма

+

Реализация товаров от 30.09.2009

Покупатель-1

ОД-1 (руб.)

10000

-

Платежное поручение входящее от 04.11.2009

Покупатель-1

ОД-1 (руб.)

7500

-

Платежное поручение входящее от 01.11.2009

Покупатель-2

ОД-2 (руб.)

15000

+

Реализация товаров от 03.11.2009

Покупатель-2

ОД-2 (руб.)

11000

ВАЖНО

Взаиморасчеты с представленными контрагентами на начало примера равны нулю.

Записи в таблицу (регистр) добавляются автоматически при проведении документа.

Обратите внимание на первую колонку таблицы, а именно знаки с которыми отражаются записи.

Увеличение долга отражается со знаком «плюс», уменьшение со знаком «минус».

 

Из таблицы видно, что 30.09.2009 была произведена отгрузка товаров на сумму 10000 рублей, в результате в таблицу добавлена первая запись, свидетельствующая о том, что долг контрагента «Покупатель-1» увеличился на 10000 рублей.

04.11.2009 контрагент «Покупатель-1» погасил часть задолженности, на сумму 7500 (в таблицу добавляется вторая строка), теперь его долг составляет всего 2500 рублей (10000-7500).

По контрагенту «Покупатель-2» из таблицы видно, что сделав авансовый платеж на сумму 15000 рублей и получив товар на сумму 11000 рублей, наша организация осталась должна отгрузить товар еще на сумму 4000 рублей.

А теперь выясним, как определить размер текущего долга.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Обратите внимание на то, что столбцы в заголовке таблицы выделены разными цветами.

Столбцы, выделенные оранжевым цветом это измерения, зеленым – ресурсы

Контрагент

Договор

Сумма

Покупатель-1

ОД-1 (руб.)

10000

Покупатель-1

ОД-1 (руб.)

-7500

Покупатель-2

ОД-2 (руб.)

-15000

Покупатель-2

ОД-2 (руб.)

11000

ВАЖНО

Чтобы получить состояние взаиморасчетов необходимо просто свернуть существующие записи таблицы (регистра) по одинаковым значениям измерений, суммируя значения ресурсов.

 

Результат:

 

Контрагент

Договор

Сумма взаиморасчетов

Покупатель-1

ОД-1 (руб.)

2500

Покупатель-2

ОД-2 (руб.)

-4000

 

А так это выглядит непосредственно в отчете 1С:

 

Контрагент

Сумма взаиморасчетов

Договор контрагента

Нач. остаток

Приход

Расход

Кон. остаток

Покупатель-1

10 000,00

7500,00

2500,00

ОД-1 , руб.

10 000,00

7500,00

2500,00

Покупатель-2

11 000,00

15 000,00

-4 000,00

ОД-2, руб.

11 000,00

15 000,00

-4 000,00

 

Двум измерениям регистра: Контрагент и Договор соответствуют две строки первого столбца заголовка таблицы.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

Положительный конечный остаток свидетельствует о долге контрагента перед нашей организацией, отрицательный, наоборот, о долге нашей организации перед контрагентом.

 

Представленный выше пример, по сути, показывает механизм работы при ведении взаиморасчетов по договору в целом. Две другие методики, а именно «по заказам (счетам)» и «по документам расчетов с контрагентами» реализуются путем добавления в регистр дополнительных измерений: «Сделка» и «Документ расчетов с контрагентами», в результате чего наша таблица приобретет следующий вид:

 

Регистратор

Контрагент

Договор

Сделка

Документ расчетов

Сумма

+

Реализация товаров от 30.09.2009

Покупатель-1

ОД-2 (руб.)

Заказ покупателя от 21.09.2009

10000

-

Платежное поручение входящее от 04.11.2009

Покупатель-1

ОД-2 (руб.)

Заказ покупателя от 21.09.2009

10000

-

Платежное поручение входящее от 01.11.2009

Покупатель-2

ОД-1 (руб.)

Платежное поручение входящее от 01.11.2009

5000

+

Реализация товаров от 03.11.2009

Покупатель-2

ОД-1 (руб.)

Реализация товаров от 03.11.2009

15000

ПРИМЕЧАНИЕ

Добавление очередного измерения говорит о том, что появляется дополнительный аналитический признак, благодаря чему мы имеем отчет с большей детализацией, т.е. можем проводить анализ в разрезе дополнительной аналитики.

 

Для большей наглядности примеров условимся о том, что с контрагентом «Покупатель-1» мы используем методику ведения взаиморасчетов «по заказам», а с контрагентом «Покупатель-2» детализацию по документам расчетов.

Применительно к использованию методики ведения «по заказам» в отчете 1С это будет выглядеть следующим образом:

 

Контрагент

Сумма взаиморасчетов

Договор контрагента

Нач. остаток

Приход

Расход

Кон. остаток

Сделка

Покупатель-1

10 000,00

10 000,00

ОД-2, руб.

10 000,00

10 000,00

Заказ покупателя ТК000000001 от 21.09.2009

10 000,00

10 000,00

 

Представленный отчет демонстрирует появление дополнительной детализации в виде заказа покупателя (сделки).

 

ВАЖНО

При выборе варианта использования методики «по заказам», следует учитывать, что указание заказа (сделки) в документах отгрузки и оплаты, является обязательным, в результате заказ становиться признаком, объединяющим эти документы.

 

При разнесении платежей, необходимо указывать именно тот заказ, по которому осуществлялась отгрузка, в противном случае получиться результат, который демонстрирует следующий пример:

В документах «Реализация товаров и услуг 001» и «Платежное поручение 001» в качестве связующей сделки выбран «Заказ покупателя 001», поэтому в отчете эти документы сгруппированы в рамках одной сделки: «Заказ покупателя 001».

А в документе «Платежное поручение 002» вместо «Заказа покупателя 002» ошибочно был выбран «Заказ покупателя 003».

 

Контрагент

Сумма взаиморасчетов

Договор контрагента

Нач. остаток

Приход

Расход

Кон. остаток

Сделка

Документ движения (регистратор)

Покупатель-1

16 000,00

16 000,00

ОД-2 , руб.

16 000,00

16 000,00

Заказ покупателя 001 от 21.09.2009

10 000,00

10 000,00

Реализация товаров и услуг 001 от 30.10.2009

10 000,00

10 000,00

Платежное поручение входящее 001 от 04.11.2009

10 000,00

10 000,00

Заказ покупателя 002 от 09.10.2009

6 000,00

6 000,00

Реализация товаров и услуг 002 от 06.11.2009

6 000,00

6 000,00

Заказ покупателя 00 3 от 26.10.2009

6 000,00

-6 000,00

Платежное поручение входящее 002 от 30.11.2009

6 000,00

-6 000,00

ПРИМЕЧАНИЕ

Вариант ведения взаиморасчетов по заказам не исключает возможности контроля общей суммы дебиторской задолженности.

 

Использование детализации взаиморасчетов по расчетным документам является наиболее трудоемким вариантом ведения взаиморасчетов, но в итоге и наиболее детализированным. В результате использования данной методики образуется прямая связь между документами, влияющими на взаиморасчеты, а именно, между документами отгрузки и оплаты.

Рассмотрим на примере:

 

Регистратор

Контрагент

Договор

Сделка

Документ расчетов

Сумма

-

Платежное поручение входящее от 01.11.2009

Покупатель-2

ОД-1 (руб.)

Платежное поручение входящее от 01.11.2009

5000

+

Реализация товаров от 03.11.2009

Покупатель-2

ОД-1 (руб.)

Реализация товаров от 03.11.2009

15000

 

В качестве расчетных документов выступают сами документы отгрузки и оплаты. Обратите внимание на то, что значения измерения «Документ расчетов» равны документам, сформировавшим записи таблицы (регистра) это колонка «Регистратор».

Вспомним, что для того чтобы определить состояние взаиморасчетов необходимо просто свернуть существующие записи таблицы (регистра) по одинаковым значениям измерений, суммируя значения ресурсов.

С измерениями «Контрагент» и «Договор», как видно из таблицы, проблем нет, в отличие от измерения «Документ расчетов». Чтобы свернуть записи регистра (строки таблицы), необходимо так же и равенство значений измерения «Документ расчетов».

Для этого, в документе «Реализация товаров от 03.11.2009» в дополнение к контрагенту и договору нужно указать информацию о расчетном  документе, а именно документе оплаты (Платежное поручение входящее от 01.11.2009).

При проведении документа реализации программа заносит в регистр сторнирующую запись на сумму выбранного документа расчетов.

В результате получим таблицу (регистр) вида:

 

Регистратор

Контрагент

Договор

Сделка

Документ расчетов

Сумма

-

Платежное поручение входящее от 01.11.2009

Покупатель-2

ОД-1 (руб.)

Платежное поручение входящее от 01.11.2009

5000

+

Реализация товаров от 03.11.2009

Покупатель-2

ОД-1 (руб.)

Платежное поручение входящее от 01.11.2009

5000

+

Реализация товаров от 03.11.2009

Покупатель-2

ОД-1 (руб.)

Реализация товаров от 03.11.2009

10000

 

Определим состояние взаиморасчетов (свернем записи):

 

Контрагент

Договор

Сделка

Документ расчетов

Сумма

Покупатель-2

ОД-1 (руб.)

Платежное поручение входящее от 01.11.2009

0

Покупатель-2

ОД-1 (руб.)

Реализация товаров от 03.11.2009

10000

 

Данные отчета свидетельствуют о наличии задолженности контрагента «Покупатель-2» перед нашей организацией по документу отгрузки «Реализация товаров от 03.11.2009» в размере только 10000 рублей, хотя сумма документа 15000 рублей.

 



Новости
Все новости >
Яндекс.Метрика